+7 (812) 679-82-80

Святые места на территории Алтайского края и их использование в развитии паломничества и религиозного туризма.

Религиозный туризм является составной частью современной индустрии туризма. Соборы, святые источники, культовые музеи и духовные центры – это туристские объекты, которые пользуются все возрастающим спросом.

За последние три-четыре года в России значительно увеличилось число паломников туристов, совершающих поездки к святыням России, а так же направляющихся за границу с религиозно – познавательными целями. Основные маршруты таких поездок пролегли в Израиль, Италию, Грецию, Кипр, Турцию, Саудовскую Аравию и т.д. Среди российских паломников весьма популярны: Троице–Сергиева Лавра, Серафимо–Дивеевский монастырь, остров Валаам, Соловки и др.

Можно заметить некую схожесть между паломниками и туристами, совершающими путешествия с религиозными и религиозно – познавательными целями. Как первые, так и вторые преследуют цель совершенствования. Только паломники – цель духовного совершенствования, а туристы, как правило, совершенствования научных, культурных и иных знаний.

Паломники совершают поклонение святому месту, храму, мощам и т.д. Что очень редко среди туристов. Зачастую они просто интересуются историей той или иной обители, иконы, святого источника, но не поклоняются. Паломничество – это, прежде всего, особый акт веры, проявление духовности, а не путешествие с просветительскими и благотворительными целями.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, при Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата организована Паломническая служба, ведающая вопросами паломничества в Святую Землю и другие святые места России, дальнего и ближнего зарубежья. Да и почти каждый храм имеет свой опыт проведения паломнических поездок или походов по российским святыням: это Троицкий храм в Останкине, Храм апостола Филиппа, Церковь Вознесения («Малая»), Свято – Георгиевский храм (г. Новоалтайск, Алтайского края) и другие приходы. В Санкт-Петербурге имеет свою паломническую службу Валаамский монастырь, который организует паломнические путешествия на остров Валаам и Коневиц. В г. Барнауле при Епархиальном управлении также был создан Паломнический Центр, который сотрудничает с Паломническими службами других Епархий.

За 2006 год, по данным, обнародованным на III общецерковной конференции «Православное паломничество: традиции и современность», было организовано 140 паломнических служб, 47 из которых являются Епархиальными.

В настоящее время идет процесс становления системы православного паломничества и религиозного туризма. Православное паломничество и религиозный туризм христианской направленности складывается из двух больших потоков: первый – это поездки наших граждан к отечественным святыням, второй – поездки к зарубежным святыням и, прежде всего, в Святую Землю (Израиль). В настоящее время эти два потока несоизмеримы по своим масштабам: если в паломнических и религиозных поездках по стране принимают участие до 3 миллионов верующих в год, то к святыням зарубежья отправляется не более 100 тысяч богомольцев. Хотя и эта цифра является огромной по сравнению с тем, что было несколько лет тому назад.

Возрождаются и древние традиции проведения крестных ходов с чудотворными и чтимыми иконами по святым местам. Примером могут служить многодневный крестный ход, проводимый по благословению Епископа Максима, от г. Барнаула до с. Коробейниково.

Православие пришло на Алтай вместе с первыми русскими поселенцами. Первые деревянные церкви — во имя апостолов Петра и Павла в Белоярской крепости и Барнауле, в честь Воскресения Христова в поселке Колыванского завода — появились в первой половине XVIII века и подчинялись правящему архиерею Тобольской епархии. Эти церкви были построены русскими поселенцами и казаками, заложившими здесь ряд крепостей для охраны Сибирской земли от набегов джунгарских ханов. Первый каменный храм — Петро-Павловский собор — был построен в Барнауле в 1774 году.

Православие на алтайской земле распространялось и утверждалось благодаря деятельности Алтайской духовной миссии, основанной в 1830 году преподобным Макарием (Глухаревым) для проповеди Евангелия среди коренного алтайского населения.

К 1917 году миссия имела 31 отделение, в 434 миссионерских селениях проживало почти 47 тысяч крещеных алтайцев. В 84 школах обучалось 3300 детей. Алтайская духовная миссия имела три монастыря: Никольский   женский монастырь в Горном Алтае, Чулышманский мужской и Тихвинский женский в Бийске.

После октябрьской революции жизнь православных приходов на Алтае и деятельность Духовной Миссии были разрушены, большинство приходов, школ, библиотек прекратили свое существование. В 1920-1930-х годах все монастыри, миссионерские станы, часовни были закрыты, большинство из них разорены и уничтожены. Из числа более чем 600 приходов к 1945 году в Алтайском крае осталось всего три: Покровский собор в Барнауле, Успенский собор в Бийске и Михаило — Архангельский храм в Рубцовске.

Как правило, центрами паломничества являются места, где жил тот или иной святой; где находятся мощи этого святого; где происходили какие – либо важные для христиан исторические события; где находятся чудотворные иконы, святые источники и т.п.

Перспективы развития религиозного туризма на Алтае: а) непрерывно возрастает количество верующих среди молодежи и людей среднего возраста, б) наблюдается возрождение православных святынь и их популяризация среди населения, возведение новых храмов, церквей, часовен, в) проводится активная работа настоятелей храмов по приобщению приходов к традициям и смыслу православного паломничества, в) религиозный туризм позволяет преодолеть сезонность в туризме, путем организации религиозных туров как в летний и зимний периоды, так и в межсезонье.

Приведем краткое описание некоторых экскурсионно-познавательных туров религиозной направленности и наиболее известных религиозных объектов и достопримечательностей Алтая [3]:

Барнаул – один из старейших городов на юге Сибири. До Октябрьской революции в Барнауле насчитывалось почти тридцать храмов и часовен. В настоящее время в городе открыто двенадцать приходских храмов:

  • Барнаульская и Алтайская Епархия (музей Истории православия на Алтае);
  • Покровский кафедральный собор, возведен в 1904 году. Одна из святынь – икона великомученика и целителя Пантелиимона с частицей мощей, привезенная с Афона.
  • Знаменский женский монастырь, построен в 1858 году. Храмовая святыня – икона Божией Матери «Знамение».
  • Чудотворный Никольский источник находится на территории Богородице-Казанского женского монастыря, располагавшегося в нагорной части города. От монастырских построек сохранились храмовый придел, келейный корпус, школа, почтовый дом, крепостная стена. После закрытия храма в начале 20-х гг. XXв. годов из монастырских зданий была сделана тюрьма. Недалеко от источника в нагорном бору установлен памятный знак на месте расстрела и погребения десятков невинных узников: священников, монахов и мирян.
  • Свято-Никольский храм построен в 1906 г. как полковая церковь, рассчитанная на 600 человек. В годы богоборчества использовался как клуб. Одна из святынь – образ Божией Матери «Достойно есть», писанный на Афоне.

Бийск – старейший населенный пункт на Алтае. До Октябрьской революции в Бийске насчитывалось 12 каменных и 8 деревянных церквей, из которых к настоящему времени сохранились Успенский собор, возведенный в 1903 году, и храм святого Димитрия Ростовского, построен в 1891 году в память императора Александра II, освободившего горно-заводских крестьян.

Автобусная экскурсия из Барнаула включает в себя посещение следующих религиозных объектов:

  • Катихизаторское миссионерское училище – уникальное духовное учебное заведение, основанное в 1883 году, официально учрежденное в 1886 году. Каменное здание училища, построенное в нач. XXв., сохранило свой внешний облик и внутреннюю планировку. Побывав здесь, можно реально представить историческую обстановку в учебных классах.
  • Женский Тихвинский монастырь (с. Боровое), образованный в 1900 г. После закрытия монастыря здесь располагались различные учреждения. Из монастырских построек сохранились дома игуменьи и священника, школа, свечной заводик, частично – келейный корпус.
  • Александро-Невский храм – здание частично сохранилось, в настоящее время используется в качестве кузнечно-прессового цеха.
  • Никольский Миссионерский женский монастырь, основанный в 1863 г. Здесь находилась чудотворная икона святого Николая, собиравшая до 6000 паломников. После насильственного разорения обитель превратили в тюрьму. Из монастырских построек сохранились несколько келейных корпусов.

Первомайский и Заринский районы. Автобусная экскурсия из Барнаула включает в себя посещение следующих религиозных объектов:

  • Храм великомученника Георгия Победоносца (Новоалтайск). Святыня – дароносица, принадлежавшая прав. Иоанну Кронштадтскому.
  • Иоанно-Кронаштадтский монастырь (с. Кислуха) основан в 1990-х годах. Святыня – дореволюционный портрет св. Иоанна Кронштадтского.
  • Иоанно-Предтеченский скит Знаменского женского монастыря и святой источник (с. Сорочий Лог). Массовые паломничества совершались и во времена СССР. Святость места подчеркивается невинной смертью новомучеников (11 крестьян).
  • Пещерный храм (с. Староглушенка Заринского р-на), века в 30 км. от г. Заринска. Построен в начале 20 века иеромонахом Даниилом, который переселился в эти края из Киево-Печерского монастыря. Пещеры явились уменьшенной копией древней обители, подземные ходы на многие сотни метров уходили под землю. Глину, высвобождающуюся при строительстве, монахи использовали для изготовления кирпича. (Остатки некоторых кирпичей сохранились до наших дней). В смутное время Гражданской войны иеромонах Даниил принял мученическую смерть в обители, о судьбе других насельников ничего не известно. В настоящее время пещеры приходят в упадок, но возможно проникновение внутрь, на несколько десятков метров. Имеется источник, копанный еще о. Даниилом, известный в народе тем, что вода из него сохраняет свежесть в течение долгого времени.
  • Александро-невский пещерный скит (1910 г.) и святой источник (с. Жуланиха Заринского р-на). Сохранились фундаменты строений, остатки рукотворных пещер, вырытых монахами. Расположен приблизительно в 60 км. от Заринска. Скит был пещерным, но на поверхности имелся храм и несколько келий. Все насельники приняли мученическую смерть в период Гражданской войны, место их захоронения сохранилось и до наших дней. В настоящее время проникнуть в пещеры практически невозможно, недалеко от могил находится источник, почитаемый местными жителями как святой. По преданию он забил после расправы над насельниками скита. В советское время засыпался мусором и навозом, но вновь появлялся, немного в сторонке. По свидетельствам местных жителей в водах источника несколько человек видели отображение иконы Божьей Матери.

Село Коробейниково. Коробейниковская икона Божией Матери. В с. Коробейниково в 1906 году был построен каменный однопрестольный храм, превращенный после разорения в зерносклад. В 1960 г. икона перевезена в Барнаул и сохранялась верующими. В 1972 г. в Пасхальную ночь икона полностью обновилась, ее поверхность стала гладкой, изображение – четким и ярким, чему было несколько свидетелей. Летом 1994 г. многолюдным крестным ходом икона из Барнаула была возвращена в храм. В честь этого события установлено празднование иконе в первый воскресный день июля. В этот день в Коробейниково ежегодно на крестный ход собираются тысячи паломников. Сейчас здесь мужской монастырь.

Курьинский район. С. Колывань – один из старейших населенных пунктов Алтайского края, основан в 1728 г. У подножия г. Синюха (1210 м) в начале XX в. был женский монастырь, сейчас на его месте стоит поклонный крест.

В народе гора Синюха считается святой горой, на пути к ее вершине бьет святой источник, вода из которого вкусна и долго не портится. В воскресные дни на вершину Синюхи совершаются паломничества. На тропе, ведущей к вершине, можно встретить туристов из разных уголков страны.

 

Помимо перечисленных, в Алтайском крае немало и других святых мест, которые могут быть использованы для развития религиозного туризма.

Источник: святойалтайский крайпаломничестворелигиятуризм