Оглядев за пару дней примечательности Томска и Новосибирска, двух сибирских городов, я уже стремился на Алтай, в манящие к себе горы, которые величественно простираются вдоль границы с Монголией, Китаем и Казахстаном. Мы, двое американцев и шестнадцать русских, отправились в ночь на частном автобусе, открывая наше путешествие двенадцатичасовой дорогой на Телецкое озеро. Если бы не громкая музыка и песни некоторых наших товарищей, несколько злоупотребивших с напитками, поездка была бы ничем не примечательна.
Было около семи часов утра, когда мы, наконец, увидели Телецкое и поселок Артыбаш на берегу озера. Окружающий пейзаж кружил голову, но воздух был так обжигающе свеж, что я засомневался в своих возможностях спать на открытом воздухе. На наше счастье быстро потеплело, а потом в поездке выяснилось, что есть местечки более теплые, чем на Телецком.
Позавтракав на скорую руку, мы на четырех катерах стартанули к левому берегу озера. Здесь, в Каменном заливе, мы пережидали высокую волну и чаевничали прямо на берегу вместе с одной приветливой семьей. Потом мы отправились на водопад Корбу, что на другом берегу озера, на территории Национального биосферного заповедника. Многочисленные кафе и сувенирные магазинчики лепились друг на друге вокруг входа на водопад. На Корбу же было, от силы, человек двадцать туристов. Зрелище было достаточно впечатляющее, но мне не терпелось отправиться дальше к местам менее исследованным. И следующий час мы опять несемся на наших катерах к южной оконечности озера, где обедаем, и наконец, стартуем на Land Rover Defenders в нашу настоящую экспедицию по Алтаю.
Было настоящее удовольствие ехать в головной машине с нашим водителем Александром. Двадцать лет на дорогах Алтая и всей Азии дают о себе знать, Александр не только впечатляюще водит машину, но и харизматичен как человек. За три дня мы узнали кучу историй из его жизни (благодаря нашим переводчикам), а заодно узнали, что расстояния здесь меряют не в часах, а в километрах. Это было необычно и непривычно для нашего понимания. Для русских важно как далеко, а не как долго. Время для них не играет роли.
Двигаясь вдоль реки к нашему базовому лагерю в долине Чулышмана, мы встретили несколько живописных деревушек, окруженных впечатляюще красивыми горами. Они напомнили мне пейзажи Кыргизстана, но горы в Сибири значительно зеленее. В середине дня кое-кто из русских храбро занырнул в живительные воды реки, но что-то мне подсказывало, что русскому хорошо, то другим не очень. Так что я смело решил не испытывать судьбу.
Домик, в котором мы жили с моим американским компаньоном, по правде говоря, больше походил на сарай, но был чистый и даже уютный. И, в конце концов, у нас была настоящая крыша над головой. Ночь была холодной, но звездное покрывало компенсировало ночную свежесть.
Сладко отоспавшись, на следующий день спозаранку мы переправились на утлой лодке на другой берег Чулышмана чтобы через час довольно трудного подъема увидеть каменные грибы.
Достигнув вершины, мы завороженно бродили около часа между этими разительными каменными изваяниями, некоторые из которых были до 16 футов (около пяти метров). Это были, созданные ветром и водой, настоящие каменные грибы. И потом назад в лагерь чтобы пообедать со всеми, и в путь до самого заката.
Примерно через час местность прибавила в гористости, и дорога зигзагом пошла в гору. Наша машина первой поднялась в перевал, и я поспешил установить камеру на штатив, чтобы поймать в кадр подъем остальной группы. Для меня это был один из самых впечатляющих моментов путешествия.
Одолев перевал Кату-Ярык, мы остановились взглянуть на Пазырыкские курганы, захоронения в вечной мерзлоте, исписанные петроглифами неясного происхождения. Восемь лет назад здесь были найдены мумии из железного века, рисунки на захоронении были схожи с найденными в захоронениях Японии, Турции и даже американских индейцев. Но только турки претендовали на них. Пока мы осматривали курганы, наши русские проводники высказали соображение избавиться от турецких флагов. Но в сторону международные споры. Это место восхищает своей историей и ошеломляющими пейзажами. Некоторые местные с ревом гоняли на мотоциклах, что напомнило мне картинки из моего путешествия по Монгольской Гоби.
Поднявшись в Улаганский перевал, мы были ошеломлены видом снежных гор, открывшихся нашему взору. Мы остановились на обед на чудесном озере Абчидос, которое еще называют «мертвым», так как по слухам в нем нет рыбы (но я не уверен, что это так на самом деле). Пока наши водители готовили сибирскую похлебку, другие русские из нашей группы затеяли очередной заплыв в ледяной воде озера. Я в это время отправился на другой берег, чтобы сделать несколько фотографий снежных вершин, возвышавшихся над плотным строем сосен и лиственных деревьев вокруг озера.
После на удивление вкусного обеда мы опять отправились в дорогу. Наш путь лежал в сторону Чуйского тракта через так называемые «Красные ворота» — узкий проход через горы, и деревню Акташ. Тракт протянулся больше чем на 600 миль (более 900 км) от Новосибирска до границы с Монголией, что делает его важнейшей транспортной артерией. Дорога была построена в начале 1930-х годов заключенными Гулага, но ее история начинается гораздо раньше. Еще 5000 лет назад караваны лошадей и верблюдов груженные товарами, со всей Азии следовали этим путем, преодолевая суровые условия пересеченной местности, прикрываясь сенью вершины Актру, название которой переводится как «Белая вершина». Это была северная ветвь Великого шелкового пути.
Следуя за рекой мы движемся по Тракту вглубь Чуйской долины любуясь завернутыми в снег вершинами. Сделали остановку в местечке Чуй-Оозы, две встречаются Чуя и Катунь. Завораживающий вид. И опять прыгаем в наши машины, проходим перевал Чике-Таман и останавливаемся на ночевку в деревне Онгудай, где мы были порадованы наличием настоящего туалета и душа в нашем жилище
.
На следующий день в 8 утра мы покидаем Онгудай и отправляемся в обратную дорогу в Новосибирск. В первые два часа мы проскочили Семинский перевал — самую высокую точку Чуйского тракта. После этого горы стали раздвигаться, и последние десять часов дороги мы наблюдали сельский равнинный ландшафт с деревеньками и городками.
Мы покидали Алтай обновленными, опьяненными его воздухом, очарованные его величественными горами, которые невозможно забыть.
Яй Тиндалл является соучредителем Туристического агенства путешествий по Азии Remote Lands Inc. Он уже более 20 лет живет и работает в Азии, в столице Тайланда Бангкоке.
Источник: Чулышман, Кату-Ярык,