+7 (812) 679-82-80

Днем в путь

Пешком из Алтайки до бийской трассы оказалось не так далеко. Впереди далекая дорога в горы, до самого Кош-Агача, что ни много ни мало — 800 верст. И вот первая машина — недалеко, конечно, километров 100 всего, но главное начать. Главное отправиться в путь с хорошим настроением и дарить его всем, кто встречается на пути. Дорога уперлась в Бийск очень быстро, мы и подмигнуть не успели меняющемуся ландшафту. А дальше уже не хотелось мигать. Хотелось смотреть во глаза и во всю душу, и ничего больше не хотелось.

Горы — тут лучше не говорить и даже не описывать. А спутники наши — алтайские деревни. Здесь давно никто не живет в чумах. Как говорят сами алтайцы, советская власть заставляла их быть обычными советскими гражданами. Подавляла все традиции, но не сдались алтайцы — в виде многостенных чумов они выстроили летние кухни, бани и даже уличные уборные. Вполне мило и интересно.

Но медленно наступала ночь и резко холодало. Так хотелось забраться в тепло, а больше — увидеть горы, которые растворялись в ночной мгле. Редкие машины в сторону Кош-Агача нарушали тишину и очень редко останавливались. Мы шли уже минут 20. Вдруг показалась скорая помощь. Может быть, и не очень скорая, но однозначно — помощь. Добросила нас километров за 30 и уже ничего. Только за дверцами опять ждали ночь, тишина и редкие машины. Но случайно наступило счастье, наступило прямо на горло.

Молодые ребята на тойоте оказались веселыми казахами. А нас грела не только уютная атмосфера успокаивающей дороги и порхающей в воздухе неопределенности будущего ночлега в голой степи, но и мысль о том, что едем до самого Кош-Агача. Скоро пришлось напрячься. Что казахи, что алтайцы в плане любви к быстрой езде очень похожи на русских. Только надо учитывать холмистый рельеф горных дорог, их узость, отсутствие стражей порядка и ограждений в некоторых высоких местах. Тут-то до меня дошел смысл словосочетания «русский экстрим». Вдруг мы разворачиваемся посередине узенькой дорожки, багажник прямо висит над пропастью, а казахам нипочем. Развернулись и назад поехали, оказывается, в Катуни умываться. И совсем скоро мы в Кош-Агаче. Ночь красивая, звезды видно, но горы все же нет. Надо дожить до утра.

Казахи и Алтайцы
Откуда казахи в горном Алтае? Как здесь вообще появился целый район казахов? История получается очень интересная. Казахи алтайского края, которые проживают в кулундинской степи — из Казахстана, а вот Казахи республики Алтай, что населяют Чуйскую степь пришли из Китая. Во всем виноваты приграничные войны.

В Алтайском крае казахская диаспора стала формироваться еще в 18-м веке, когда распалось Джунгарское ханство, и у кочевого народа появилась возможность свободного передвижения. Миграции в степной Алтай продолжались до 19 века. Казахское население на Алтае возрастало, а компании по их выселению должного эффекта не производили. Несколько тысяч казахов свободно кочевали по обширном степям края. Выселение мотивировалось усилением этнической опасности и большой численностью этнических конфликтов, возникавших из-за наносимых уронов крестьянскому хозяйству. В основном это было канокрадство. В 1854 наконец-то вышел закон, касающийся данной проблемы, возникшей на краю земли, относительно размещения центральной власти. «Закон о конокрадстве в сибирском регионе» предусматривал то, что все кочующие казахи должны быть выселены за пределы ведомства.
Но мало, что было сделано, и кочевки продолжались. Решению вопроса помог указ от 1916 года о мобилизации иногородцев на тыловые работы. Тут-то началась массовая реэмиграция назад в Казахстан. И, те, кто остались в 20-х годах получают наконец-то право на проживание в Алтайском регионе. На границах образовалось несколько казахских районов. А во время дележки земель между странами одна треть Алтайского региона была подарена Казахстану. Сказали, в целях создания условий для укрепления экономики казахской автономии. Соседу помогли.

С другой стороны — южной, китайской, в конце 19-го века произошла совсем другая история, даже сказать противоположная. После распада ханства казахи, смешанные с уйгурами, на территории сынцзян-уйгруского автономного округа кочевали мирно. Иногда переходили границу с Россией, которую из-за трудной доступности все еще не могли конкретно обозначить, и откочевывали в горы и Чуйскую долину. Так было, пока не начался 1864 год, и не поднялось мощное антицинское восстание. Казахи яростно поддерживали уйгуров в этом конфликте, и выход был найден. В этот год на русско-китайской границе появились зоркие стражи, которые не выпускали казахов за пределы Алтайского горного округа. Позже несмотря на притеснения и выселения в масштабах местности, казахи остались и образовали Кош-Агачский район с более, чем десятком казахских сел.

 

 

От рассвета до обеда
Мы дожили до утра и увидели, что находимся в клетке из гор, похожих на зубчатую решетку в колючей проволоке из ледяного тумана. Клетка, в которой ты чувствуешь себя невероятно свободным, имеет пол песчано-каменный, поэтому в Кош-Агаче нет водопровода, а многие дома вовсе не имеют крыш: осадков здесь практически не бывает. Зато бывает 3 новых года. 1-ый — русский, 2-ой — алтайский — чага-байрам, а 3-ий — казахский — наурыз. Так живут алтайские мусульмане.

 

Наурыз (перс. — «новый день») — праздник весны и обновления, новой жизни и новых начинаний. На главной площади уже готовились во всю: ставили юрты. 7 юрт. Священная цифра этого праздника 7. И на столе должно быть семь блюд, по традиции иранского хафт-сина, еще и начинающихся на букву «син», а главное блюдо должно содержать 7 компонентов. 7 далеко не мусульманское число, да и праздник наурыз (у разных народов: навруз, новруз, невруз, науруз) не имеет отношения к мусульманству. Он — наследие далеких эр дозороастризма и зороастризма, уходящих корнями в Персию. Изначально был праздником земледельцев и плодородия, в который вкладывался большой ритуальный смысл. Праздник, пройдя через века, пережив гонения со стороны ислама, начатые еще в 7-м веке нашей эры, дошел до нас, но, к сожалению, оставил только свою номинативную форму. Исламисты ничего не могли поделать со стремлением народа к веселью и празднованию, поэтому решили через популярность наурыза объяснять некоторые мусульманские обычаи. «Фарвердин создан Аллахом для оживления природы, а рамазан для обновления человечества», писал древний философ. Еще были попытки требовать присутствия Корана на праздничных столах, но и они провалились. Наурыз своим размахом празднования отличается в Иране, Казахстане и Афганистане, где является официальным государственным праздником, к которому приурочиваются несколько выходных дней.

алтайский новый год

У нас же все оказалось попроще, но не менее захватывающе и весело. Песни и пляски заводных детей на главной сцене сменились парадом сел. Около двух сотен человек с цветами и плакатами, ряженые в национальные и карнавальные костюмы вышагивали на полотне из гор и синего неба. Это действие было очень похоже на первомайскую демонстрацию, только веселее и цветнее. В конце вынырнули колоритные женщины, выбрасывающие из своих подолов горсти конфет, чтобы следующий год был сладкий и сытный. Видно было — они долго готовились, как и полагается — всю ночь перед праздником. Жаль только не ходили с песнями и плясками под домам, как в давние времена, распевая куплеты весны и осыпая хозяев букетами цветов. «Откуда тут весной цветам взяться», — печалилась одна из женщин, покручивая в руках разукрашенную проволоку. Цветы и бутоны, как символы зарождения новой красоты, и как символы весны, были из лент. Они украшали все вокруг: людей, юрты.

А в юртах, каждую из которых возводил какой-нибудь поселок, все готовились к встрече строгой комиссии, которая должна была оценить приверженность традициям предков во всех отношениях: еда, одежда хозяев, обстановка юрты, народные развлечения, приветливость. Всех гостей привечали и приглашали к столу. Попробовать — суп и национальные продукты. Мы крутили ложки перед носом, бульон на которых прямо на глазах превращался в толстую корку бараньего жира. По каким-то исследованиям местная баранина содержит абсолютно все вещества необходимые организму, которые равнинные жители получают из большого количества продуктов. Кисломолочные блюда представляют собой обезвоженную выжимку полезных веществ — не самую лучшую по вкусу. Молоко и мясо местного производства, разбавлялись равнинными хлебом, мармеладом и жареной перловкой.

Но живут же люди на молоке и мясе. И богатырей воспитывают. Как раз за юртами парни демонстрировали свои богатырские способности в борьбе Куреж. Плотное кольцо вокруг красного круга, крики и двое в центре, борющихся не на жизнь и не на смерть. А чуть поодаль мальчик без верхнего зуба подкидывал волчок из конского волоса, подбивая его пяткой специального сапога. У него это получалось как-то по-особенному.
Да…все было как-то по особенному. Новый год без деда мороза, елок, вообще без деревьев. Зато зеленый, с запахом гор и пластмассовых цветов.

 

 

 

Автор: Анна Мироненко
Журнал GEO

Источник: Кош-Агач, новый год, чуйский тракт