Алтай… При этом слове воображение бывалого туриста рисует заснеженные вершины, быстрые реки, глубокие озера и горные серпантины. Для непутешествующих Алтай — это просто название одного из субъектов Федерации. Но ни первые, ни вторые не знают, что на самом деле скрывается за этим словом. А ведь Алтай — в первую очередь люди. Люди самобытные и очень непростые.
Сейчас добраться до Алтая не составляет никакой проблемы. Садишься за руль или, того проще, — в самолет, несколько дней (или часов) пути — и ты на месте. Каждый год Алтай посещают огромное количество туристов. Большинство из них пользуются услугами турфирм и имеют минимальный контакт с местным населением. Но есть и такие, кто отправляется в горы без проводников, самостоятельно. Истории последних иногда изобилуют дикими подробностями контакта с обитателями края, и, как правило, в стычках виноваты сами путешественники. Привыкшие к тому, что туристам по определению все и всегда рады, они ведут себя самоуверенно и вызывающе. Бывает, что это кончается серьезными проблемами. Для того чтобы разобраться в природе этих конфликтов, нужно понимать менталитет алтайских горцев. И начнем мы с выяснения некоторых гео политических нюансов.
Алтай Алтаю рознь
Существуют два различных субъекта Федерации: Алтайский край со столицей Барнаул и Республика Алтай, возглавляемая городом Горно-Алтайск. Находящийся на севере Алтайский край вполне цивилизован, имеет разветвленную дорожную сеть и развитую инфраструктуру. Основной доход жителей — туризм и связанные с ним отрасли. Здесь вас встретят с распростертыми объятьями, предложат гостиницы, экскурсии и туристические маршруты. Жители будут с вами добры и приветливы. И единственное неудобство, которое вам, возможно, предстоит испытать, это воровство. Оно в горах поставлено просто-таки на поток. Самый легкий способ обезопасить свое имущество от посягательств — останавливаться на ночевки в кемпингах, в изобилии расставленных в живописных уголках края.
Но стоит вам пересечь границу с Алтайской Республикой, как многое изменится. Нужно запомнить главное: здесь вам не рады. Как так? А вот так. Совершенно не рады!!! Вас сюда не звали, и вы никакой не желанный гость, а незваный чужак. Жителей Горного Алтая не интересует туризм никоим образом. У них совершенно другой способ зарабатывания денег — это животноводство и лесозаготовки.
Живут здесь так
Вот пример жизненного уклада горца, широко распространенный в этих краях. Зимой он на две недели уходит в тайгу и подрубает деревья — лиственницу. Весной, как снег сойдет, он возвращается в тот же лес с бензопилой и валит деревья, а затем вывозит их на ЗИЛе131 — здесь это самая распространенная машина. Вернувшись домой, алтаец строит сруб и дает ему высохнуть несколько месяцев. Когда коробка подсохнет, она продается за 100 000 руб. Этих денег хватает на удовлетворение невысоких запросов местного жителя.
Второй источник дохода — животноводство. Тут алтайцы также ведут дела на свой лад, не заморачиваясь уходом за скотом. И коровы, и лошади круглый год предоставлены сами себе. Считается, что, если лошадь или корова не в состоянии позаботиться о себе, такое животное не нужно. Только зимой скот сгоняют поближе к жилью и подкармливают, а стада, пасущиеся в горах, в особо лютые морозы загоняют в тесные хлева, где скот согревается за счет того, что стоит, тесно прижавшись друг к другу. Местным жителям гораздо проще раз в день съездить на пастбище и подоить коров, чем собирать их по горам и сгонять к аулу. Поэтому животные пасутся везде, где только можно, в том числе и на дорогах. Лежащие или стоящие на федеральной трассе коровы — обычное явление, а уж на горных дорогах и подавно.
Из молока коров делают традиционный набор кисломолочных продуктов. Молодых бычков осенью сдают на мясо, при этом приемщики обдирают скотоводов, как могут, покупая у них только живой скот по цене 70–100 руб. за килограмм мяса (количество мяса прикидывается на глазок). За остальное (шкуру, кости, требуху) и вовсе не платят. Тем не менее этих доходов жителям Горного Алтая вполне хватает. И не многие из них принимают участие в туристическом бизнесе, хотя тут возможностей заработать немало. Например, фрахт ЗИЛа-131 для заброски туристических групп со снаряжением в горы стоит 800 руб. за километр (!) пути. И все же горцы нередко отказываются от подобных предложений. Почему же это происходит?
Незнакомец — это враг
Знаете, с чего начинается беседа двух незнакомых между собой горцев на Алтае? Думаете, они жмут друг другу руки или спрашивают про погоду? Не тут-то было. Любая беседа начинается с поиска общих знакомых. Учитывая то, что во всей республике живет чуть больше 200 000 человек, поиск знакомых дело не трудное, но он может продолжаться довольно долгое время, пока таковые не будут найдены. Только после этого алтайцы перейдут к спокойной беседе. Если общих знакомых не найдено, ни о каком добром отношении не может быть и речи. Перед тобой враг. Теперь вам должно быть понятно, что любой турист по умолчанию недруг.
Дальше — больше. Здесь нет ничейной земли. То, что приезжим кажется дикими долинами и тропами, — чьито пастбища. И мостики через горные речки, между прочим, кто-то строил. Поэтому вставать лагерем в понравившемся живописном месте можно только с разрешения владельцев земли. Но тут же никого нет, говорят себе туристы и располагаются на берегу горной речки. Через несколько часов к лагерю подъезжает человек на лошади и в довольно нелицеприятных выражениях высказывает, что путешественникам лучше убираться восвояси. Обычно туристы смелые числом и собственной глупостью посылают мужичка подальше. А потом в средствах массовой информации появляется очередное сообщение о том, что в горах неизвестные обстреляли группу туристов, есть раненые. А чего вы хотели? Впершись в чужой дом и нарушив местные правила поведения… Здесь, в горах, все вооружены поголовно. Чего удивительного, что местные жители выражают свое недовольство так, как они привыкли это делать? Если вы были настолько бесшабашны, что отправились в горы без проводника, знакомого с местными жителями и их обычаями, да к тому же встали лагерем, где вам захотелось, то, когда увидите местного жителя, первое, что вы должны сделать, — пригласить его к столу и напоить чаем. Это традиция. Таким образом вы выскажете уважение. Но только чай — водкой поить не вздумайте ни в коем случае. От спиртного алтайцы, как и любые монголоиды, сразу перестают связно мыслить и способны на любую неожиданность, и чаще всего — неприятную. Напоив гостя чаем, следует извиниться за то, что вы без разрешения расположились на чужой земле, и, возможно, вам удастся договориться полюбовно. В худшем случае просто придется собрать лагерь и двигаться дальше. Но стрелять по вам, скорее всего, не будут. Хуже, если местный, приехав, сразу начал требовать у вас водку. Это тупиковая ситуация. Если вы ее не дадите — вы враг, если дадите — то все равно станете врагом, как только он допьет бутылку.
Подобный случай был несколько лет назад в Улаганском районе. Группа туристов на внедорожниках остановилась в одном из аилов. К ней подошли местные жители и потребовали водки, в чем им было отказано. Путешественники поехали дальше, по дороге местные махали руками, чтобы те остановились, но туристы проигнорировали эти требования. Проехав еще немного, они встали лагерем и поутру были обстреляны с ближайшей горы. Машины как решето, не обошлось без ранений. И этот случай далеко не единичный. Если вы в интернет-поисковике зададите «Алтай обстреляны в горах» — убедитесь, что я не голословен.
Чтобы избежать подобных неприятностей, не останавливайтесь на ночевки в диких местах, а планируйте свой маршрут таким образом, чтобы размещаться на ночь в туристических кемпингах. За Семинским перевалом их немного. Но в любом из них вы гарантированно будете защищены от агрессивно настроенного местного населения. Хозяева кемпингов своих постояльцев в обиду не дадут. Правда, условия вам предложат довольно спартанские. Туалет на улице, 4–6-местные комнатки в маленьких домиках, вместо душа — баня с жарко натопленной парной и не менее жарким и тесным предбанником. Также можно расположиться на территории кемпинга и в собственной палатке. За место в домике с вас возьмут 300–600 руб., за установку палатки — 100–150.
Почему же так мало кемпингов и совсем нет гостиниц? И правда, это может показаться странным, ведь тут настоящий рай для туристического бизнеса. Все потому, что неприязнь к чужакам распространяется не только на туристов, но и на предпринимателей, приезжающих с севера, дабы строить здесь гостиницы и кемпинги. Все начинается с того, что местные приходят и объясняют новым владельцам земли, что это их исконные пастбища и ничего строить на них не надо. Потом все жители окрестных аилов отказываются работать на строительстве, при этом не позволяя привозить наемных рабочих. И если приезжие дельцы оказываются столь упрямы и целеустремленны, что все же доводят стройку до конца, то новая гостиница довольно быстро сгорает.
Власти тут нет
А как же государственная власть, спросите вы, куда смотрит полиция? В горах нет никакой государственной власти, да и не было никогда. Местные жители всегда были предоставлены сами себе. Например, половина легковых машин и почти все грузовики в горных аилах не имеют государственных регистрационных знаков. Они есть только на тех автомобилях, которые иногда выезжают в райцентр или столицу республики. Здесь, в горах, ни один инспектор ГАИ не отважится отбирать машину без номеров у местного жителя. В райцентре Акташ я видел гаишников на главной улице, они стояли, помахивая полосатыми палочками и флегматично взирая на проезжавшие мимо машины без номеров. А вы говорите — власть.
И все же Алтай прекрасен и, несмотря на все опасности, достоин того, чтобы хотя бы раз в жизни побывать здесь. Чего стоят одни названия. Но мало кто из туристов знает, что местные жители не дают имена собственные горам и рекам. Витиеватые названия скал переводятся с алтайского как «Белая гора», «Черная гора», «Гора у реки». Да и имена рек Катунь, Бия, Чуя — это просто слово «река» на разных наречиях населяющих и населявших этот край народов. Алтайцы считают себя не вправе давать имена окружающей их природе, потому как они — часть ее. И это также многое говорит об их мировоззрении.
У каждого алтайца есть своя лошадь и собственный аил (юрта). Без этих двух объектов собственности местный житель не представляет себя. И не важно, что аил стоит где-то в горах, а конь бегает в табуне. А еще местные жители из уст в уста передают предания старины и историю края. Алтайцы, живя в своем замкнутом мире, знают о нем буквально все. Они любят свою землю и дорожат ею. Теперь вы понимаете, почему они неприветливы с чужаками и в то же время радушны и добры к своим? Все равно не понимаете? Тогда просто примите для себя как постулат: Горный Алтай — это другой мир, он не понятен вам и лучше выбирать в качестве места для отдыха другой край, менее самобытный и более радушный к незваным гостям, попирающим местные традиции, которых во всем мире принято называть туристами.
текст: Лёня НЕМОДНЫЙ
Источник: Рассказы об Алтае